С предварительными результатами Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016г. жителей страны статистики уже познакомили. Судя по принимаемым решениям, полученный уникальный ресурс уже используется Правительством при разработке и корректировке программ развития сельскохозяйственной отрасли и не только. Развитие агропромышленного комплекса России не может происходить без повышения качества жизни людей на селе.
Урбанизация вчера, сегодня, завтра
Приоритеты системной работы на предстоящие годы определены Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Главная задача - улучшить демографическую ситуацию. У нас продолжаются процессы урбанизации: доля сельского населения сокращается, а доля горожан растет. По мнению академика РАН, директора ВНИИ аграрных проблем и информатики А.В. Петрикова по сравнению с рядом развитых стран урбанизация в стране проходит в более жестких формах. За последние 10 лет в России сельское население сократилось на 5,5%, а в Америке, например, – на 1,5%. На 1 января 2018г. в сельской местности проживало 26% россиян (37,6 млн. человек), в 33 регионе - около 22% жителей области (301 тыс.). За десять лет владимирцев, проживающих в сельской местности, стало меньше на 31 тыс. (на 9,2 %).
Эта тенденция характерна для большинства сельских поселений (СП). По данным за 2017г., наибольшее снижение числа жителей (естественная и миграционная убыль) показали: Октябрьское и Степанцевское СП Вязниковского района, СП: поселок Добрятино, поселок Мезиновский, поселок Уршельский Гусь-Хрустального района, СП Малышевское Селивановского района, СП Воршинское Собинского района.
Отрадно, что есть места, куда, наоборот, люди стремятся, увеличивая численность постоянных жителей. Среди них село Махра Александровского района, село Патакино Камешковского района, село Максимово и деревня Папулино Меленковского района, деревня Петроково Муромского района, деревня Новлянка Селивановского района.
Но это скорее исключение. О том, что население в сельских территориях продолжит сокращаться и в ближайшие десятилетия говорят и прогнозы Росстата. По среднему варианту развития событий численность сельских жителей по стране к 2030 г. сократится на 3 млн. человек (до 34, 3 млн.), по Владимирской области - на 41,8 тыс. (до 260 тыс. человек).
Обрести деревню заново
Для снижения оттока населения в города, Правительство решило предпринять максимальные усилия. Среди мер: повышение престижа жизни и труда на селе, создание стимулирующих условий для молодых специалистов и тех, кто решит вернуться в родные места, в том числе и соотечественников из зарубежья. Разработана специальная программа для вовлечения в сельскохозяйственную деятельность безработных граждан.
Реалии сегодняшнего дня показывают; вернуть деревне её статус можно только при условии внедрения в быт и труд селян всех достижений современности. Неслучайно Правительство намерено сосредоточить основные усилия на повышении качества и доступности медицинской помощи на селе, возведении и переоснащении школ, домов культуры, строительстве спортивных площадок, развитии мобильных форм торговли и организаций бытового обслуживания
Общеизвестно, что привлекательность жизни на селе во многом определяется состоянием дорожной сети, уровнем транспортного обслуживания, развитием сети телекоммуникаций. В этом же ряду стоит газификация сел и снабжение их качественной питьевой водой. Работа по этим направлениям также в числе приоритетов государственной политики.
2018 год – время подведения окончательных итогов ВСХП-2016
Это дело будущего. Как мы справимся с этими проблемами, покажет время. А кто сегодня, в современных условиях трудится на ниве сельского хозяйства страны и Владимирской области, каков их демографический портрет? Ответ дает Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016г. В настоящее время идет интенсивная работа по подведению окончательных итогов, которые будут сгруппированы в 8 томов и по мере готовности размещены на Интернет-портале Росстата. Книга «Число объектов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Трудовые ресурсы и их характеристика» уже размещена. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSXP_2016%20_T_2_ok.pdf. В сборнике приведена информация в целом по стране и по субъектам РФ. Она касается:
- числа сельскохозяйственных производителей и их распределения по видам деятельности,
- распределения объектов переписи по доле реализованной продукции,
- имеющихся трудовых ресурсах по состоянию на 1 июля 2016 года,
- распределения работников по полу и возрасту, по уровню образования,
- группировки по численности работников и др.
Владимирстат заканчивает работу над аналогичным изданием. Сборник будет содержать информацию по Владимирской области и в разрезе муниципальных образований. Его публикация на сайте Владимирстата запланирована на июнь. http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2016/score_2016/ Но уже сейчас статистики готовы проинформировать о главных показателях.
Сельское хозяйство - занятие для зрелых людей
Вначале о демографических аспектах, которые, как известно, лежат в основе всего и многое объясняют. Деревня наша стареет быстрее города и такая тенденция характерна для страны в целом. Средний возраст городского жителя Владимирской области в 2016г. был на уровне 41,4 г, сельского - 43,4г. Сельская женщина по этому показателю старше городской на 2,1 года (46,6г. против 44,5г.), мужчина-горожанин старше селянина на 2,1 года (39,8г. против 37,7г.).
Демографические реалии, отсутствие престижа сельскохозяйственных профессий и жизни на селе не могли не отразиться на возрастном составе сельских тружеников. За период между двумя Всероссийскими с/х переписями 2006 и 2016гг. прослеживается четкая тенденция к сокращению доли работников (как мужчин, так и женщин) трудоспособного возраста.
Сельскохозяйственные организации
Перепись зафиксировала сокращение крупных и средних предприятий со 180 до 44, при этом число малых организаций выросло со 156 до 288. Из общего числа предприятий сельскохозяйственную деятельность осуществляли 267 организаций (63%).
Такие изменения сказались и на численности работников. Всего в сельскохозяйственных организациях работало около 12 тыс. человек (в 2006г. – 20 тыс.). Показатель численности на 1 с/х организацию сократился с 74 человек до 54. Сокращение составило почти 40%. Доля постоянных работников - мужчин трудоспособного возраста сократилась с 81% до 75%, женщин - с 77% до 69%. Оставляет работу и молодежь, особенно женщины. Доля молодых с 18 до 29 лет уменьшилась: у мужчин с 15% до 14%, у женщин - с 14% до 11%. Грустно, но в этот тренд попали и совсем юные владимирцы. Если в 2006г. в с/х организациях трудилось 0,5% юношей до 17 лет и 0,2 % девчат, то в 2016г. ребят - около 0,1 %, а девушек – ни одной.
Все эти изменения происходят на фоне роста возрастной категории старше трудоспособного возраста: мужчин на 8%, женщин – на 11%. Любопытный вывод: женщины трудоспособного возраста в межпереписной период увольнялись из организаций чаще мужчин, и только в более почтенном возрасте дамы численно превосходили мужчин-пенсионеров.
Половозрастные особенности сельскохозяйственной занятости
Интересно посмотреть на возрастной состав коллективов организаций в муниципальных образованиях. Анализ показал, что в целом, рассмотренные выше тенденции характерны для всех муниципалитетов. Самая большая доля молодых работников в возрасте 18-29 лет трудится в Петушинском (21%) и Александровском (19%) районах.
Больше всего людей пенсионного возраста занято в с/х организациях Гусь-Хрустального, Собинского, Суздальского районов (22% - 19%).
Самый большой численный перевес над мужчинами имеют женщины в с/х организациях города Владимира (57%), Вязниковского, Ковровского районов (более 53%), а мужчины - в Камешковском (87%) и Александровском (64%) районах.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Противоположная тенденция сложилась в хозяйствах фермеров и предпринимателей. Доля фактически работающих фермерских хозяйств, по сравнению с 2006г. увеличилась в 2 раза (с 13% до 28% и достигла 246 хозяйств), а индивидуальных предпринимателей в 1,8 раза (с 35% до 62% - 91 ИП). Одновременно перепись показала 17%-й рост работников - с 927 человек до 1087 человек. В КФХ число работников в среднем на 1 хозяйство осталось на уровне 2006г. – 3 человека, у ИП выросло с 2 до 3 работников.
Больше остальных численность работающих в хозяйствах предпринимателей зафиксирована в Киржачском и Суздальском районах (112 и 109 человек); меньше всего - в Судогодском и Селивановском районах (22 и 24 человека).
Личные подсобные хозяйства
В сельской и городской местности Владимирской области насчитывалось около 308 тысяч личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и других индивидуальных хозяйств граждан (в 2006г. – 320 тыс. хозяйств). Сельскохозяйственную продукцию в 2016г. производили в 227 тыс. хозяйств (74% от общего числа ЛПХ). Больше остальных занимаются сельскохозяйственной деятельностью ЛПХ Александровского (около 22 тыс.) и Суздальского (свыше 19 тыс.) районах. Это 77% и 73% от общего числа частных хозяйств районов.
Для получения информации о занятости, переписчики спрашивали, сколько членов домохозяйства 12 лет и старше занято в ведении сельскохозяйственных работ в подсобном хозяйстве и привлекались ли наемные работники.
Полученные результаты красноречиво подтверждают, с одной стороны, небольшой размер домохозяйств региона, с другой, - отсутствие у детей желания помогать родителям на скотных дворах, садах и огородах. В числе хозяйств, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, больше всего хозяйств, где трудятся всего 2 человека (44%), с численностью 1 человек - 29%, 3 - 4 человека – 25%, 5 - 6 человек – 2,5%.
Любопытно, но найма работников в ЛПХ региона практически нет. В 2006г. работников нанимали только 3 домохозяйства из 100, в 2016г. - 4 домохозяйства
Кто у руля?
Интересовал организаторов переписи и портрет самого руководителя с/х организации, главы фермерского хозяйства или индивидуального предпринимателя (гендерная принадлежность, образование, число исполнившихся лет). Не мене важно было получить данные об общем стаже работы, в том числе в сельском хозяйстве и конкретно руководителем.
Как и ведется на Руси, бремя ответственности за результаты работы коллектива в подавляющем большинстве лежит на крепких мужских плечах. Причем вид категории сельхозпроизводителя на пропорции в соотношении полов в руководящем составе практически не влияет: в сельхозорганизациях 73% против 27%, в КФХ и ИП 72% против 28%.
Сельскохозяйственные организации
Посмотрим подробнее на возрастные характеристики руководителей. Самая большая плеяда руководителей (53%) – это старожилы отрасли, работающие в аграрном секторе более 30 лет, далее идет группа руководителей, отдавшие сельскому хозяйству по 20 и 30 лет (21-23%). Самую немногочисленную группу (3%) представляют руководящие от 5 до 10 лет. Начинающие руководители, стаж работы которых до 4 лет составляют всего 0,8%.
Среди женщин руководителей также большинство дамы зрелого возраста. Доля тех кому «50+» равна 18%, моложе 50 лет - 9% (от общего числа руководителей).
Среди муниципальных районов Владимирской области женщинами - руководителями могут похвастаться Селивановский (67%), Александровский (56%) и Вязниковский (50%) районы. Меньше всего женщин во главе сельхохзорганизаций было в Гусь-Хрустальном (20%), Суздальском (24%), Меленковском районах (25%).
Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели
Ввиду того, что фермерское движение стало активно набирать обороты в последние годы, логично предположить, что среди предпринимателей должно быть много молодежи. Перепись подтвердила верность вывода: 50% глав КФХ и ИП находятся в возрасте от 29 до 49 лет, до 29 лет - 5%, старше 50 лет – 45%. При переписи 2006г. было 43%, 2%, 55% соответственно.
Женщин в фермерском движении - 94 человека, это 28% от общей численности глав КФХ и ИП. Это меньше, чем в 2006г. тогда представительниц прекрасной половины было 119 человек (26%).
Больше всего под женским началом хозяйств в Селивановском (46%), Александровском (44%) и Суздальском (39%) районах. Меньше всего - в Кольчугинском (7%), Юрьев-Польском (13%), Муромском районах (14%).
Профессионалов становится больше
Было важно получить данные об уровне образования как руководящего состава, так и непосредственно работников сельскохозяйственной отрасли, особенно о наличии профессионального образования в сфере сельского хозяйства. Вряд ли дилетант сможет уверенно себя чувствовать при решении проблем, без знаний будет не под силу сделать свою организацию или ферму эффективной. Итоги показали: уровень образования общий и профессиональный в сфере сельского хозяйства вырос как у руководителей организаций и КФХ, так и у работников.
В 2016г. доля руководителей с/х организаций, имеющих высшее профессиональное образование, составила 82% (в 2006г.- 70%), в том числе сельскохозяйственное – почти 50% (48%), имеющих только среднее общее и основное общее – около 2% (3%). Среди работников с/х организаций высшее образование имеют – 14% (8%), в том числе сельскохозяйственное – 7% (6%).
Среди глав КФХ высшее образование имеют около 50%, в том числе сельскохозяйственное – 14%. В прошлую перепись 30% и 12% соответственно.
Трудное возрождение
Все мы хотим иметь эффективное сельское хозяйство, возрождающиеся села и деревни. Уже сегодня жители многих из них гордятся новыми домами куль туры, школами, решенными проблемами с газоснабжением. Но, судя по продолжающемуся оттоку селян в города, деревне до уверенного и процветающего состояния еще далеко. Не может страна с таким высоким темпом урбанизации быть самодостаточной. Чтобы на нашем столе были доступные по цене экологически чистые продукты, нужна конкуренция.
В заключение, приведем еще одно высказывание А.В. Петрикова из недавнего интервью: «Я бы призвал нас всех к участию в социальном движении не "назад в деревню", а "вперед в деревню". За счет фермерского хозяйства, за счет обзаведения домом, дачей в деревне. Надо вспоминать Александра Сергеевича Пушкина, который, будучи 30-летним человеком, написал, что Петербург – это прихожая, Москва – это девичья, а деревня – наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит переднюю, иногда заглядывает в девичью, а живет и работает в своем кабинете». |