
При организации прокурорского надзора актуальными остаются вопросы целевого расходования денежных средств, для материально-технического обеспечения деятельности образовательных организаций.
В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» (одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.2020) указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению прав несовершеннолетних, получающих услуги в детских учреждениях.
Гусь-Хрустальной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в органах и учреждениях системы образования г. Гусь-Хрустальный.
В г. Гусь-Хрустальный расположено здание, являющееся объектом культурного наследия, в котором функционируют: управление образования администрации МО г.Гусь-Хрустальный; МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений образования».
Начальник МКУ «ЦБ», являясь должностным лицом, выполняла административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в данном муниципальном учреждении.
В соответствии с заключенными договорами с руководителями образовательных организаций МКУ «ЦБ» ведет их финансовое сопровождение и бухгалтерское обслуживание. В связи с чем руководитель МКУ «ЦБ» имела доступ к счетам образовательных учреждений города и проведению по ним финансовых операций.
В конце декабря 2019 года у начальника МКУ «ЦБ», имеющей доступ к счетам дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на территории города, и проведению по ним финансовых операций, из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении улучшить условия труда свои и сотрудников возглавляемого ей учреждения, в желании повысить свой авторитет в глазах своих подчиненных и вышестоящего руководства, возник умысел, направленный на использование находящихся на вышеуказанных счетах денежных средств для приобретения окон ПВХ и установки их в помещениях управления образования, МКУ «ЦБ», а также для приобретения компьютерной и оргтехники для нужд МКУ «ЦБ».
Имея доступ к счетам вышеуказанных образовательных учреждений, действуя с явным превышением своих должностных полномочий, а также грубо нарушая права и законные интересы дошкольных учреждений, не ставя в известность руководителей данных образовательных учреждений о своих намерениях, начальник МКУ «ЦБ» договорилась с индивидуальным предпринимателями о приобретении и последующей установке окон ПВХ в помещениях МКУ «ЦБ» и управления образования, сообщив реквизиты 11 дошкольных образовательных организаций для составления договоров на поставку вышеуказанных товаров. Затем, она заключила с индивидуальными предпринимателями от имени руководителей дошкольных учреждений договоры розничной купли-продажи окон ПВХ, на общую сумму 646 500 рублей и договоры о поставке компьютерной и оргтехники на общую сумму 478 742 рубля.
Начальник МКУ «ЦБ» провела финансовые операции по расчетным счетам указанных образовательных учреждений, перечислив находящиеся на них денежные средства, на оплату договоров розничной купли-продажи окон, компьютерной и оргтехники.
Впоследствии, приобретенные таким образом окна ПВХ, установлены в помещениях МКУ «ЦБ» и управления образования, а компьютерная и оргтехника поставлена продавцами в МКУ «ЦБ».
Указанные договоры оплачены за счет родительской платы, которая отнесена к внебюджетным источникам формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения наряду с бюджетными средствами, а, следовательно, должна расходоваться на нужды дошкольного учреждения в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на необходимость улучшения материально-технического состояния зданий дошкольных учреждений, в том числе, путем замены и установки в них окон ПВХ, указанные денежные средства необоснованно, вопреки требованиям действующего законодательства, израсходованы на цели, не связанные с деятельностью учреждений.
С учетом технического состояния зданий, в которых функционируют детские сады, отсутствия у учреждений и невыделения учредителем необходимых денежных средств для проведения требуемых ремонтных работ и модернизации имеющихся условий, выявленные нарушения носят существенный характер, нарушают права как несовершеннолетних, так и законных представителей, регулярно вносящих родительскую плату, с целью обеспечения и создания учреждением для их детей достойных нормативных условий.
Кроме того, обновление материально-технической базы управления образования администрации города, МКУ «ЦБ», за счет денежных средств подведомственных дошкольных учреждений, является грубейшим нарушением требований законодательства в рассматриваемой сфере, подрывает авторитет не только учредителя, но и органов местного самоуправления в целом.
По результатам проверки прокуратурой 08.06.2020 вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
18.06.2020 в отношении начальника МКУ «ЦБ» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Находится в производстве СО по г. Гусь-Хрустальный СУ СК РФ по Владимирской области.
Ответственным должностным лицам системы образования и главе города внесены представления об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования виновные должностные лица привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
Кроме того, проверкой установлено, что заменой окон нарушены положения Федерального закона об объектах культурного наследия.
В отношении начальника управления образования межрайпрокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ (организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия).
|